Недавно Санкт-Петербург отметил 300-летний юбилей. Это совсем юный возраст для города. Но уже в конце XVIII–в начале XIX веков он снискал репутацию одного из красивейших городов Европы, встав в один ряд с Парижем, Амстердамом и Венецией.
После смерти Петра в 1725 году, власть стремительно переходит от одного правителя к другому. Супругу Петра I, Екатерину I, в 1727 году сменил на престоле Петр II (1727–1730 гг.), который спешно покинул столицу и обосновался в Первопрестольной. Петербург начинает приходить в упадок, но Анна Иоанновна (1730–1740 гг.) торжественно возвращается в Петербург. Она основывает первую русскую школу балета и на многие министерские посты ставит немцев. Фактической властью обладает ее фаворит граф Бирон, пренебрежительно относящийся к русским, сосланный за это при очередной смене власти в Сибирь.
В 1796 году, после смерти Екатерины, на престол вступает ее сын, Павел I. Наступает совсем другая эпоха, отразившаяся в архитектурном облике Петербурга. Сильная, властная, талантливая, всегда влюбленная и любимая, Екатерина
Наступает XIX век и на русский престол восходит любимый внук Екатерины – Александр I. От нового императора ждут реформ. Но начинается война с Наполеоном 1812 года. После победы Петербург обретает Александровскую колонну на Дворцовой площади, Триумфальную арку, Нарвские ворота и множество памятников победителям. Политических реформ Россия дождалась только с приходом к власти Александра II, отменившего крепостное право. Он, названный народом Царем-Освободителем, по горькой иронии судьбы погибает от рук народовольцев. Петербург с отменой крепостничества
В 1894 году, после кончины 49-летнего Александра III, на престол восходит последний русский император – Николай II, которому было уготовано испить чашу трагических испытаний. Петербург – город, в котором пространства кажутся шире из-за низкого, прозрачного северного неба, и в утренние часы видимые объекты в нем становятся миражами. Особенно призрачным Петербург становится в Белые ночи, когда легкий туман рек и каналов окончательно смывает границы между реальностью и миражом, подтверждая впечатление легкости и парения как самого города, так и жизни в нем.
Вернувшись в 1717 году из путешествия по Европе, Петр начинает строительство Петергофа, который призван превзойти в величии своем резиденцию «Короля-Солнца» (Людовика XIV)
Придя к власти, Екатерина II становится императрицей-просветительницей. Она основывает
14 декабря 1825 года либерально настроенное дворянство, впечатленное демократическими изменениями в Европе, поднимает восстание на Сенатской площади. Но Николай I, только что взошедший на престол после смерти Александра I, жестоко расправляется с декабристами.
Эти драматические события переживает и великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Петербургом.
На рубеже веков Петербург переживает настоящий бум в искусстве. На петербургских сценах блистают Анна Павлова и Вацлав Нежинский. Сергей Дягилев создает труппу «Русские балеты», куда приглашает работать композитора Игоря Стравинского, художников «Мира искусства» Льва Бакста и Александра Бенуа и хореографа Михаила Фокина. Созданные в таком превосходном составе балеты «Жар-птица», «Шехерезада», «Петрушка» впоследствии потрясут европейские столицы и закрепят за русским балетом славу лучшего балета в мире. Сам город стремительно строится, одно за другим появляются промышленные предприятия, банки, доходные дома.
К 1913 году Россия достигает небывалого экономического и культурного развития. Но начинается Первая мировая война и наступает черед трагических событий – Февральская революция, отречение Николая от престола, Октябрьская революция, Гражданская война, гибель царской семьи.
Облик имперского Петербурга каким-то чудом был сохранен в сталинские времена, когда рушились храмы и ломались человеческие судьбы. И даже Вторая мировая война, сковавшая город кольцом блокады на 900 дней, не уничтожила облик города. Свидетельства героизма блокадного Ленинграда – Дорога жизни, памятник Героическим Защитникам города на площади Победы и Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича; свидетельство трагизма – Пискаревское мемориальное кладбище.
Но минули трагические дни войны и блокады, пронеслись годы холодной войны, когда страна жила за железным занавесом. 80-е годы в Ленинграде – это легендарная группа «Кино», заявившая о том, что «мы ждем перемен». Ее поддержали и группы «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», и Сергей Курехин.
В 90-е годы город возвращает себе историческое название благодаря первому мэру Анатолию Собчаку.
В 2003 году Санкт-Петербург с блеском отметил 300-летний юбилей.